Новости

Данные о деятельности коммерческих банков Молдовы на 31 июля 2025Dr. Sándor Csány: Являясь 4-м по величине, OTP в Молдове будет расти как за счет органического развития, так и через возможные слияния и приобретенияИ вроде место, а вроде и нетСкотт ХОКЛАНДЕР: Для меня упорство молдавских граждан не только выученный урок, но и прекрасный примерСчастье - где-то посередине (Рейтинг)Сорин МАСЛО: «2022 год стал переломным для винного комбината «Cricova», оборот увеличился почти на 25%Депозитные ставки - на пике. Конъюнктура рынка, или Зачем банкам депозиты физических лицВалериу ЛАЗЭР: «Если государство сегодня не поддержит бизнес, завтра ему не с кого будет собирать налоги» Кишиневский аэропорт как отражение государственностиМонетарные меры против немонетарной инфляцииБанки, как точка опоры экономики: они нарастили прибыль и готовятся к вызовам II полугодия 2022 годаМинфин и инвесторы на рынке госбумаг на пике объемов размещенияБанковский рынок: волнения и повышенный спрос. Паники нетГотова ли Молдова к экономическим последствиям войны в соседней странеЖдет ли нас гиперинфляция? Все зависит от правильного диагноза и назначенного леченияЧто происходит на рынке Госбумаг и причем тут Национальный банкВинодельческая отрасль на грани революции: Профильный закон банкротит предприятия? Молдова еще на шаг ближе к самому скоростному Интернету в мире!Ловушка для рынка нефтепродуктовLászló DIÓSI: Благодаря стабильности банковской системы в Молдову приходят иностранные инвестицииНет программы с МВФ – выпускаем ГЦБ… Николай БОРИССОВ: «Приобретение Moldindconbank-а – это лучшая покупка на молдавском рынке, хоть и самая рискованная»Игры в нефтяной пинг-понг Банковский 2020 год – пандемический, прибыльныйСтранный 2020 год: смирение, депрессия, бунт, принятие новой реальности«Голодные игры» валютного рынка Как приручить ликвидностьВячеслав ИОНИЦЭ: Правительство убило бизнес, но кокетничало с населениемЛюди и бизнес: Естественный и неестественный отборАлександр БУРДЕЙНЫЙ: Быть этичным в бизнесе становится жизненно необходимымОсновные макроэкономические показатели МолдовыЕжедневно: Курсы обмена валют во всех коммерческих банках МолдовыЕжедневно: Цены на АЗС

Пять лет борьбы против незаконного исполнительного производства с целью захвата  оператора молдавского

Пять лет борьбы против незаконного исполнительного производства с целью захвата оператора молдавского

Уже пятый год ICS Danube Logistics SRL (DL), генеральный инвестор и оператор Международного свободного порта Джурджулешть (МСПД), и его голландский владелец, компания Danube Logistics Holding BV (DLH), противостоят незаконным попыткам захвата корпоративного контроля в DL и, как следствие, захвата компании 
под предлогом исполнения судебного решения по спору, в котором ни DL, ни DLH никогда не участвовали. 

Законодательство Республики Молдова говорит однозначно: судебное решение может быть исполнено только в отношении ответчика, участвовавшего в деле и проигравшего его (должника), а не в отношении любых третьих лиц. Тем не менее, некоторые молдавские судебные исполнители и даже отдельные судьи утверждают, что на имущество, законно принадлежащее третьим лицам, не имеющим отношения к делу, тоже может быть наложено взыскание и арест. Эта неприемлемое юридическое допущение, не находит никакого подтверждения в молдавском законе и опирается исключительно на тот факт, что должник ранее был указан в документах как конечный бенефициар (UBO) компании1. Более 10 судей, рассматривавших серию этих дел, отвергли такое допущение как необоснованное по молдавскому законодательству. 

Двадцать судебных дел и счет продолжается Юридическая сага включает более 20 дел в молдавских судах, в большинстве из которых оспариваются незаконные действия судебных исполнителей Романа Талмач и Георгия Боцан, а теперь и нового судебного исполнителя Думитру Маноле. Все трое действуют по заявлению и в интересах ICS Bemol Retail SRL (Bemol). 

Молдавская компания Bemol –   взыскатель по отношению к двум физическим лицам, которые ранее входили в руководство Bemol. В 2018 году Bemol добился в молдавских инстанциях решения в свою пользу по нескольким делам о возмещении ущерба за предполагаемое ненадлежащее управление. В настоящее время эти решения обжалуются в Европейском суде по правам человека. 
Начиная с сентября 2019 года, Bemol предпринял серию исполнительных действий для взыскания по полученным решениям. Но вместо преследования активов и имущества, которые принадлежат тем должникам, которых суд обязал заплатить, Bemol и его судебные исполнители пытаются отобрать у голландской компании DLH её собственность – 100% уставного капитала молдавской дочерней компании ICS.  

1 Это вызывает беспокойство, поскольку, например, в случае молдавских банков в качестве конечного 
бенефициара в Государственном регистре указывают не мажоритарного корпоративного акционера, а 
председателя правления коммерческого банка. 

Danube Logistics SRL (“доля участия”). Так стало очевидно, что подлинное намерение Bemol состоит в получении контроля над МСПД – стратегическим инфраструктурным активом Республики Молдова. 
Первая попытка захвата – признана незаконной Судом Кишинэу В феврале 2021 года Bemol и назначенный им судебный исполнитель Роман Талмач (в настоящее время Председатель Союза судебных исполнителей Молдовы) предприняли первую попытку захватить контроль над долей участия в DL, используя процедуру так называемого “принудительного управления”. Г-н Талмач назначил специального управляющего, Ирину Селевестру, чтобы заблокировать все права голоса DLH, законного владельца DL, вывести прибыль DL путем принудительной выплаты дивидендов и тем самым обесценить компанию. Это было сделано тайно, без уведомления кредиторов, которым доля участия была заложена в обеспечение давних кредитов, выданных компании DL. Залогодержателями-кредиторами DL  являются два банка – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Moldova-Agroindbank (MAIB). 

Фактически, это была попытка захвата компании, которая привела к тому, что в 2021 году ЕБРР реализовал свое залоговое право и вступил в законное владение долей участия, и сохраняет это владение по сей день. Впоследствии Bemol делал в СМИ ряд заявлений о том, что ЕБРР якобы использовал подложные документы, и даже что никакого залога вообще не было. Эти утверждения были опровергнуты в молдавских судах, которые подтвердили законность права ЕБРР на долю участия в DL. В конце концов сам Bemol отказался от попыток доказать в суде, что залога ЕБРР не существует. 

Кроме того, в мае 2021 года ЕБРР изменил способ контроля над DL, сменив договорной механизм по английскому праву на контроль через владение группой компаний Danube Logistics2. 
После трех лет судебных разбирательств Cуд Кишинэу вынес решение в пользу DLH и ЕБРР. В июле 2024 года суд постановил, что так называемое принудительное управление долей участия, предпринятое Bemol и судебным исполнителем Талмач, было незаконным. Bemol оспорил решение, и дело сейчас находится на 
рассмотрении Апелляционной палаты Кишинэу. 

Вторая попытка захвата недавно инициирована по требованию Bemol Несмотря на то, что первая попытка принудительного управления не удалась, в октябре 2024 года Bemol атаковал снова, используя точно такой же метод, но теперь прибегнув к услугам другого судебного исполнителя, Думитру Маноле. 
 
2 Пресс-релиз ЕБРР от мая 2021 В остальном вторая попытка принудительного управления повторяет первую, 
предпринятую три года назад: 

     •  Она была инициирована тайно, без уведомления DLH и ЕБРР; 
     •  она пытается полностью захватить полномочия владельца 100% доли участия, особенно право голоса и управления; 
     •  она игнорирует тот факт, что DLH нельзя заставить выполнять решение 2018 года, вынесенное молдавскими судами, поскольку DLH никогда не был стороной в судебном и исполнительном производстве; 
     •  она игнорирует тот факт, что DLH (а не лица, проигравшие судебное дело 2018 года) постоянно является законным владельцем DL (владея долей в 100% уставного капитала) с 2013 года и по настоящее время; 
     •  она игнорирует вступившие в силу решения молдавских судов, признающие залог ЕБРР на долю участия; 
     •  она игнорирует тот факт, что ЕБРР в настоящее время законно владеет долей участия, включая право голоса и получения дивидендов, в качестве залогодержателя и кредитора; 
     •  и она игнорирует решение Суда Кишинэу, постановившее, что доля участия не может быть арестована в рамках принудительного управления со стороны Bemol. 

Судебный исполнитель, Андрей Госик, который в интересах ЕБРР осуществляет исполнительное производство по обращению взыскания на предмет залога, вынес судебному исполнителю Думитру Маноле и управляющей Ирине Селевестру несколько определений и уведомлений о недопустимости нарушения законных прав ЕБРР на владение долей участия, но они, вопреки закону, продолжают их игнорировать. 

И молдавская компания DL, и голландская DLH и ЕБРР оспорили последнюю попытку установления принудительного управления и ожидают рассмотрения заявления в молдавских судах. 
Важно отметить, что последняя атака Bemol также поднимает вопрос о соблюдении Закона № 174/2021 о механизме рассмотрения значимых для государственной безопасности инвестиций. Согласно этому закону, правительственная комиссия должна предварительно одобрить любое изменение контроля в компании, которая 
осуществляет инвестиции “ значимых для государственной безопасности областях”, к которым относятся в том числе и компании-операторы портов. 

Заключение 
Последнее исполнительное производство, инициированное Bemol и поддержанное некоторыми представителями судебной системы, является частью рейдерской атаки, осуществляемой Bemol с целью получения контроля над Международным свободным портом Джурджулешть. Попытка отобрать у голландской компании DLH BV и у ЕБРР их активы в Молдове даёт повод инвесторам в Молдове задуматься о том, смогут ли они защитить активы, которыми владеют на законных основаниях, и каковы риски их утраты, например, под предлогом исполнения решения молдавского суда, которое не имеет к ним никакого отношения. 

Новости по теме