Новости

Данные о деятельности коммерческих банков Молдовы на 30 ноября 2025Нацбанк повышает банкам долю собственного капитала в их операционной деятельности«Финансирует» ли Нацбанк госбюджет в ущерб экономике? И причем здесь МВФ и коммерческие банки?Инфляционные меры при повышенном уровне инфляции, или ожидание политики Stop-and-Go Национального банка МолдовыDr. Sándor Csány: Являясь 4-м по величине, OTP в Молдове будет расти как за счет органического развития, так и через возможные слияния и приобретенияИ вроде место, а вроде и нетСкотт ХОКЛАНДЕР: Для меня упорство молдавских граждан не только выученный урок, но и прекрасный примерСчастье - где-то посередине (Рейтинг)Сорин МАСЛО: «2022 год стал переломным для винного комбината «Cricova», оборот увеличился почти на 25%Депозитные ставки - на пике. Конъюнктура рынка, или Зачем банкам депозиты физических лицВалериу ЛАЗЭР: «Если государство сегодня не поддержит бизнес, завтра ему не с кого будет собирать налоги» Кишиневский аэропорт как отражение государственностиМонетарные меры против немонетарной инфляцииБанки, как точка опоры экономики: они нарастили прибыль и готовятся к вызовам II полугодия 2022 годаМинфин и инвесторы на рынке госбумаг на пике объемов размещенияБанковский рынок: волнения и повышенный спрос. Паники нетГотова ли Молдова к экономическим последствиям войны в соседней странеЖдет ли нас гиперинфляция? Все зависит от правильного диагноза и назначенного леченияЧто происходит на рынке Госбумаг и причем тут Национальный банкВинодельческая отрасль на грани революции: Профильный закон банкротит предприятия? Молдова еще на шаг ближе к самому скоростному Интернету в мире!Ловушка для рынка нефтепродуктовLászló DIÓSI: Благодаря стабильности банковской системы в Молдову приходят иностранные инвестицииНет программы с МВФ – выпускаем ГЦБ… Николай БОРИССОВ: «Приобретение Moldindconbank-а – это лучшая покупка на молдавском рынке, хоть и самая рискованная»Игры в нефтяной пинг-понг Банковский 2020 год – пандемический, прибыльныйСтранный 2020 год: смирение, депрессия, бунт, принятие новой реальности«Голодные игры» валютного рынка Как приручить ликвидностьВячеслав ИОНИЦЭ: Правительство убило бизнес, но кокетничало с населениемЛюди и бизнес: Естественный и неестественный отборАлександр БУРДЕЙНЫЙ: Быть этичным в бизнесе становится жизненно необходимымОсновные макроэкономические показатели МолдовыЕжедневно: Курсы обмена валют во всех коммерческих банках МолдовыЕжедневно: Цены на АЗС

Физики заявили, что наши воспоминания о прошлом являются иллюзией

Физики заявили, что наши воспоминания о прошлом являются иллюзией

Entropy: «мозг Больцмана» ставит под вопрос наши воспоминания о прошлом
Физики из США и Европы проанализировали один из самых тревожных мысленных экспериментов современной науки — гипотезу «мозга Больцмана», согласно которой наши воспоминания и представления о мире могут быть не отражением реального прошлого Вселенной, а результатом случайных флуктуаций энтропии. Работа опубликована в журнале Entropy.

Исследование выполнили профессор Института Санта-Фе Дэвид Волперт, физик-теоретик Карло Ровелли и ученый Джордан Шарнхорст. Они рассмотрели фундаментальное противоречие в статистической физике, связанное со вторым началом термодинамики и природой времени.

В основе парадокса лежит так называемая H-теорема Людвига Больцмана — один из краеугольных камней статистической механики, объясняющий рост энтропии и «стрелу времени». Однако сама эта теорема симметрична по времени. Формально из нее следует, что гораздо вероятнее самопроизвольное возникновение сложных структур памяти и восприятия — например, «мозга», уверенного, что у него есть прошлое, — чем формирование Вселенной с длительной и непрерывной историей.

Авторы доказали, что выводы о «мозгах Больцмана», направлении времени и надежности памяти зависят не столько от физических законов, сколько от того, какие моменты времени мы считаем заданными. В одних подходах фиксируется текущее состояние Вселенной, в других — предполагается начальное состояние с крайне низкой энтропией, связанное с Большим взрывом. При этом сами законы физики не указывают, какой из этих выборов является «правильным».

Опираясь на так называемую «энтропийную гипотезу», ученые показали, что многие аргументы в этих спорах содержат скрытую логическую замкнутость. Предположения о прошлом используются для обоснования выводов — например, о достоверности памяти или росте энтропии, — а затем эти же выводы служат подтверждением исходных предположений.

Исследование не предлагает окончательного решения парадокса, но делает его структуру прозрачной. Авторы четко отделяют физические законы от наших интерпретаций и способов делать выводы о прошлом, что, по их мнению, важно для дальнейших дискуссий о природе времени, энтропии и границах научного знания.

Entropy

Новости по теме