
Как было скомпрометировано одно из самых известных государственно-частных партнерств в Молдове! Кто ответит?
О государственно-частном партнерстве в сфере радиологии и диагностической визуализации в Республиканской клинической больнице писали в прессе не раз. И похоже, что история подходит к своему концу, который совсем не является позитивным. Напротив, отношение тех, кто представлял и продолжает представлять государство, компрометирует само понятие государственно-частного партнерства и может стать крайне негативным сигналом для других потенциальных инвесторов в Республике Молдова. Но давайте рассмотрим все по порядку.
Все началось в декабре 2010 года, когда Правительство Республики Молдова приняло Постановление № 1116 о государственно-частном партнерстве в сфере предоставления медицинских услуг, предметом которого было намерение Правительства инициировать и предложить государственно-частному партнерству услуги радиологии и диагностической визуализации в государственном лечебно-профилактическом учреждении Республиканской клинической больницы. На основании вышеуказанного решения и соответствующего законодательства, под координацией и контролем экспертов Всемирного банка (МФК), был проведен конкурс по выбору частного партнера. По результатам конкурса была выбрана компания SRL Magnific, которая была обязана создать дочернюю компанию — SRL Euromed Diagnostic, которая должна была заняться реализацией самого проекта.
24 ноября 2011 года был подписан договор о создании государственно-частного партнерства для услуг радиологии и диагностической визуализации между: Министерством здравоохранения Республики Молдова и Республиканской клинической больницей IMSP, как публичные партнеры, с одной стороны, и SRL Magnific и SRL Euromed Diagnostic, как частные партнеры. Договор был подписан сроком на 12 лет, начиная с даты фактического ввода в эксплуатацию частным партнером (март 2025 года). За процесс консультаций и оказания помощи эксперты Всемирного банка (МФК) получили гонорар в размере 250 000 долларов США, который в соответствии с п. 27.1 договора был возложен на частного партнера и выплачен им.
Следует отметить, что частный партнер выполнил свои инвестиционные обязательства и провел необходимые ремонтные работы в переданных в управление помещениях, даже построил другие необходимые помещения, закупил и установил оборудование, связанное с деятельностью по радиологии и визуализации, в общей сложности понеся расходы в размере около 120 миллионов леев. Также частный партнер понес дополнительные расходы (неизвестные на этапе тендера), и в связи с этими изменениями в помещениях вместо ожидаемых 91 м2 были построены дополнительные 830,3 м2 с одобрения Министерства здравоохранения и больницы. Таким образом, инвестиции значительно возросли, при этом дополнительные расходы только на строительство составили 21,8 миллиона леев.
В результате государственные партнеры, а также обслуживаемые пациенты получили выгоду от современного оборудования и условий для предоставления достойных и качественных услуг. Данный факт позволил непрерывно увеличивать количество обслуживаемых пациентов. Если в 2013 году было проведено около 18 тыс. исследований, то в 2023 году — около 46 тыс. исследований, прирост составил около 255%(!).
При этом следует отметить, что контракт основывался на двух основных обязательствах, принятых на себя публичными партнерами, а именно: 1) обеспечение минимального объема услуг, заказанных публичными партнерами и предоставленных частным партнером в размере 350 тыс. евро/год; 2) периодическая регламентация тарифов с учетом определенных факторов, на них влияющих (инфляция, рост цен, обменный курс и т. д.). Именно эти два обязательства, принятые на себя публичными партнерами, послужили основой для расчета деятельности и финансовых прогнозов частных партнеров. Однако публичные партнеры не обеспечили выполнение принятых на себя номинальных обязательств, что привело к искажению экономического и финансового положения частного партнера. Более того, ситуация достигла точки, когда цели контракта и основные принципы ГЧП, связанные с возвратом инвестиций, не были достигнуты. Из 12 лет исполнения контракта только за 2 года были выполнены обязательства государственных партнеров, связанные с обеспечением минимального объема исследований (350 тыс. евро/год), а в течение 10 лет частный партнер действовал за пределами заранее установленных финансовых прогнозов, создавая ситуацию, когда инвестиции не могли быть возвращены.
С начала ГЧП частному партнеру не был предоставлен достаточный объем исследований Больницей и CNAM, согласно положениям постановления 1116/2010 и контракта, а также имеющейся мощностям медицинского оборудования. Только из-за неисполнения публичным партнером минимального бюджета на период 2016-2020 и 2023-2025 годов частный партнер недополучил доход в размере более 16 миллионов леев. В то же время, в период с февраля 2017 года по июль 2022 года, из-за необоснованного отказа государственного партнера внести изменения в Приложение № 12 к контракту — Тарифы на услуги, частный партнер был поставлен в положение, когда он должен был оказывать медицинские услуги по ставке, не скорректированной на повышение, после внесения изменений в Каталог единых тарифов – постановление 1460/2016. В результате частный партнер недополучил доход от разницы в тарифах в размере более 5,5 млн. леев. Более того, помимо того, что тарифы не были скорректированы в соответствии с предполагаемыми договорными положениями, некоторые тарифы были даже снижены примерно на 20% и навязаны частному партнеру. Кстати, неисполнение основных обязательств было также установлено Счетной палатой в ее отчетах: Решение Счетной палаты № 32 от 28.07.2016 г. об утверждении Отчета аудита эффективности системы государственно-частного партнерства; Решение Счетной палаты № 80/2020 от 24.12.2020 г. об Отчете аудита соответствия организации, осуществления и надзора за государственно-частным партнерством в области здравоохранения. Также стоит отметить, что на протяжении всего периода с даты подписания договора (2011 г.) по настоящее время частный партнер бесчисленное количество раз направлял государственным партнерам (Министерство здравоохранения, Республиканскую клиническую больницу, а также Министерство экономики, Агентство публичной собственности, Правительство, Парламент, Президентуру Республики Молдова) запросы о необходимости исполнения принятых обязательств и о риске, связанном с неисполнением обязательств, однако каждый раз получал формальные ответы, направленные на блокирование и конфронтацию, а в некоторых случаях и вовсе не получал ответов на поданные запросы.
Даже при кратком анализе сложившейся ситуации становится очевидным, что подход государственных партнеров и государственных органов к частному партнеру на протяжении 12 лет был полным игнорированием, в то время как, согласно правовым полномочиям, которыми обладают органы власти, они должны были оказывать всю необходимую поддержку для содействия эффективному сотрудничеству с частным партнером в целях предоставления качественных услуг.
Например, согласно положениям договора, в течение срока действия договора должна была быть создана Комиссия по посредничеству, в состав которой входили бы члены, назначенные государственными и частными партнерами, которая должна была бы иметь своей целью содействие взаимодействию между участниками проекта. Соответствующая Комиссия в течение 12 лет была созвана всего несколько раз, хотя ее созыв бесчисленное количество раз запрашивался частным партнером. Более того, согласно принятым обязательствам, Комиссия должна была быть созвана Министерством здравоохранения (чьим представителем является Председатель Комиссии) не реже одного раза в квартал, однако этого не произошло.
Сложная ситуация, возникшая в случае с этим партнерством, была передана государственными партнерами в суды, где они пытались доказать неправоту частного партнера, но безуспешно. Первая инстанция признала действия государственных партнеров необоснованными, и в настоящее время судебные разбирательства находятся в апелляционном суде.
Закон о государственно-частном партнерстве, №. 179 от 10.07.2008 г. гласит, что основополагающим принципом является возврат частным инвестором вложенных инвестиций и получение определенной прибыли. В течение реализации договора государственно-частного партнерства по услугам радиологии и диагностической визуализации, то есть в течение 12 лет, частный партнер предоставлял услуги на более высоком уровне, повышая их качество до уровня ожиданий пациентов и до самых высоких стандартов. Однако примерно через 12 лет частный партнер оказался в ситуации, когда вложенные инвестиции в размере около 120 миллионов леев не возвращаются, не говоря уже о какой-то прибыли. Учитывая, что вложенные частным партнером инвестиции не были возвращены, а также тот факт, что государственные партнеры не в полной мере выполнили взятые на себя обязательства, SRL Euromed Diagnostic была вынуждена несколько раз просить о продлении срока действия договора ГЧП на период, необходимый для возврата инвестиций (около 2 лет). Однако этот факт был проигнорирован Министерством здравоохранения и Республиканской государственной больницей. В этой ситуации компания SRL Euromed Diagnostic была вынуждена подать в суд, чтобы обратить внимание публичных партнеров и попытаться договориться о плане реструктуризации, однако публичные партнеры не захотели попытаться решить проблему.
Хотя был разработан и предложен реалистичный план реструктуризации, целью которого было именно погашение кредитов, взятых на инвестиции, а также возможность последующей передачи медицинского оборудования публичным партнерам, он был проигнорирован. Более того, публичные партнеры, вопреки положениям договора и законодательству, нарушив процедуры приема-передачи, в одностороннем порядке забрали все активы, принадлежащие SRL Euromed Diagnostic, без простой их инвентаризации, хотя соответствующие активы, по большей части, находятся в залоге у банка в качестве гарантии возврата кредита на инвестиции в эти активы. Кстати, SRL Euromed Diagnostic была выселена и не имеет доступа к своим активам.
В этом контексте следует отметить, что на данный момент SRL Euromed Diagnostic имеет общую задолженность в размере 33 млн. леев, в том числе 20 млн. леев перед банком-кредитором. В этих обстоятельствах SRL Euromed Diagnostic была вынуждена подать заявление о несостоятельности, которое было принято и которое следует юридическим процедурам: изъятие активов у публичных партнеров, инвентаризация активов, их опечатывание, прекращение деятельности с активами, являющимися предметом несостоятельности, их капитализация либо путем продажи, либо путем нахождения решений по их использованию, которые позволили бы выплатить долги и связанные с ними инвестиции.
Насколько известно, попытка провести инвентаризацию и изъятие активов SRL Euromed Diagnostic, находящихся под управлением управляющего по несостоятельности, подкрепленного судом, для их капитализации в соответствии с законодательством о несостоятельности, не увенчалась успехом из-за действий публичных партнеров, и в этом случае также потребовалось вмешательство суда.
Таким образом, вместо того, чтобы найти компромисс, который позволил бы возместить вложенные инвестиции и законно передать медицинское оборудование публичным партнерам, последние выбрали путь конфронтации и неплатежеспособности частного партнера, что приведет к тому, что медицинское оборудование будет утилизировано в рамках неплатежеспособности и не будет передано публичным партнерам, а пострадают пациенты, которые не будут иметь доступа к услугам надлежащего качества.
Более того, частный инвестор SRL Euromed Diagnostic, скорее всего, будет вынужден обратиться в суд с иском к публичным партнерам, Министерству здравоохранения и Республиканской клинической больнице о принудительном взыскании части невозвращенных инвестиций в размере около 30 млн. леев, а также связанных с этим расходов. Даже если на национальном уровне в судебные инстанции инвестор не выиграет, международные суды, безусловно, восстановят справедливость по отношению к частному инвестору, и Республика Молдова снова будет обязана возместить все убытки и связанные с ними проценты, как это уже было в других случаях.
В заключение стоит отметить, что невыполнением взятых на себя обязательств и неэффективным управлением государственные партнеры создали ситуацию, когда проект, разработанный и проконсультированный экспертами Всемирного банка (МФК), привел к неплатежеспособности частного партнера с миллионами леев долгов, которые не удастся выплатить из-за намерения государственных партнеров захватить бизнес.
И решение лежало на поверхности — нужно было всего лишь продлить контракт на два года. Тем более, что для этого были объективные причины. Таким образом, инвестор вернул бы свои инвестиции (и был бы послан позитивный сигнал другим инвесторам), государство получило бы соответствующие помещения и оборудование, а пациенты — доступ к качественным услугам. Но этого не захотели. Почему? На этот вопрос должно ответить профессиональное, равноудаленное расследование, которое обязательно будет проведено в нужное время.
www.punctul.md
Источник: http://coment.md/ru/kak-bylo-skomprometirovano-odno-iz-samyh-izvestnyh-gosudarstvenno-chastnyh-partnerstv-v-moldove-kto-otvetit/