Новости

Данные о деятельности коммерческих банков Молдовы на 31 июля 2025Dr. Sándor Csány: Являясь 4-м по величине, OTP в Молдове будет расти как за счет органического развития, так и через возможные слияния и приобретенияИ вроде место, а вроде и нетСкотт ХОКЛАНДЕР: Для меня упорство молдавских граждан не только выученный урок, но и прекрасный примерСчастье - где-то посередине (Рейтинг)Сорин МАСЛО: «2022 год стал переломным для винного комбината «Cricova», оборот увеличился почти на 25%Депозитные ставки - на пике. Конъюнктура рынка, или Зачем банкам депозиты физических лицВалериу ЛАЗЭР: «Если государство сегодня не поддержит бизнес, завтра ему не с кого будет собирать налоги» Кишиневский аэропорт как отражение государственностиМонетарные меры против немонетарной инфляцииБанки, как точка опоры экономики: они нарастили прибыль и готовятся к вызовам II полугодия 2022 годаМинфин и инвесторы на рынке госбумаг на пике объемов размещенияБанковский рынок: волнения и повышенный спрос. Паники нетГотова ли Молдова к экономическим последствиям войны в соседней странеЖдет ли нас гиперинфляция? Все зависит от правильного диагноза и назначенного леченияЧто происходит на рынке Госбумаг и причем тут Национальный банкВинодельческая отрасль на грани революции: Профильный закон банкротит предприятия? Молдова еще на шаг ближе к самому скоростному Интернету в мире!Ловушка для рынка нефтепродуктовLászló DIÓSI: Благодаря стабильности банковской системы в Молдову приходят иностранные инвестицииНет программы с МВФ – выпускаем ГЦБ… Николай БОРИССОВ: «Приобретение Moldindconbank-а – это лучшая покупка на молдавском рынке, хоть и самая рискованная»Игры в нефтяной пинг-понг Банковский 2020 год – пандемический, прибыльныйСтранный 2020 год: смирение, депрессия, бунт, принятие новой реальности«Голодные игры» валютного рынка Как приручить ликвидностьВячеслав ИОНИЦЭ: Правительство убило бизнес, но кокетничало с населениемЛюди и бизнес: Естественный и неестественный отборАлександр БУРДЕЙНЫЙ: Быть этичным в бизнесе становится жизненно необходимымОсновные макроэкономические показатели МолдовыЕжедневно: Курсы обмена валют во всех коммерческих банках МолдовыЕжедневно: Цены на АЗС

Шесть животных, которые первыми полетят на Луну

Шесть животных, которые первыми полетят на Луну

Все крупные космические агентства сегодня заявляют о планах по созданию станций на Луне, а затем и Марсе, для постоянного проживания там людей.
На эти первые базы человек поедет не один, а повезет с собой целые экосистемы. Для адаптации, исследований, выращивания еды и других важных задач людям потребуются не только растения, но и животные. Астробиологи и планетологи уже подбирают наиболее подходящие для этой миссии виды. Первыми космическими переселенцами могут стать некоторые насекомые, морские обитатели и «медведи», только микроскопические.
В ближайшие десятилетия НАСА рассматривает вариант обосноваться на Южном полюсе спутника, где есть запасы льда, а китайские ученые — построить лунную базу в лавовых трубах. В любом случае места для обитания будут возводить так, чтобы температуры, давление, состав атмосферы и другие условия были максимально приближены к привычным для нас. Но одно из них подстроить и изменить точно не получится — это главная сила Вселенной, гравитация. И она станет самым серьезным препятствием для выживания и адаптации живых организмов на новой планете.
На Луне гравитация составляет 0,16 от земной, на Марсе — 0,37. Как будут развиваться сложные экосистемы в условиях такой пониженной силы притяжения, нам пока неизвестно. Это может сказаться, например, на развитии мышц и костей — животные не смогут нормально передвигаться.
Помощь в хозяйстве и источник белка
Поэтому лучшим выбором могли бы стать мелкие животные, считает Кристофер Маккей, планетолог из Исследовательского центра Эймса. Ученый предложил начать с мышей и некрупной водной фауны. Дэвид Кэтлинг, астробиолог из Вашингтонского университета в Сиэтле, добавил к этому списку насекомых и ракообразных, которые, по его мнению, будут более выносливыми.
Первым космическим поселениям точно придется функционировать в режиме экономии ресурсов. Согласно исследованию 2021 года, рыбы, ракообразные (например, креветки) и другие водные животные за счет существования в воде, вероятно, будут меньше ощущать изменения гравитации. При этом их можно выращивать в небольших пространствах, они производят меньше отходов, чем домашний скот на земных фермах, их проще прокормить. С 2019 года также существует Лунная программа выведения, которая разрабатывает возможности доставлять на Луну рыбную икру для разведения там рыбы. По словам ученых, если икринки переживут запуск и перелет, рыба может стать основным источником пищи с высоким содержанием белка для поселенцев.
Австралийские и французские исследователи предлагают разводить на инопланетных станциях насекомых: например, сверчков, которые требуют мало места и воды, но при этом тоже являются хорошим источником белка. В замкнутой экосистеме на Марсе они бы были ценными «сотрудниками», говорят эксперты: сверчки могли бы опылять растения, поддерживать состояние почвы, очищать ее от мусора. А в случае неурожая колонисты смогут съесть самих насекомых.
Ракообразных, кстати, тоже можно привлекать к поддержанию экосистем — например, создавать «огороды» без почвы на основе аквапоники.
Самые неубиваемые
Еще одни претенденты, которые уже бывали за пределами земной атмосферы и даже выжили в открытом космосе, — тихоходки, которых называют водяными медведями. Эти микроскопические беспозвоночные знамениты своими сверхспособностями: они могут выжить, кажется, в любых смертельных для других организмов условиях — они переносили экстремальные жару и холод, космическую радиацию и вакуум, высушивание и отсутствие кислорода, и продолжали буднично размножаться во время космического полета. Ученые рассчитывают, что, взяв их с собой на инопланетную базу, люди смогут научиться у крошечных «медведей» адаптации к суровым условиям.
Проверить на практике итоги этих исследований человечество, вероятно, сможет не скоро. Однако уже ясно, что братья наши меньшие будут помогать нам колонизировать новые миры.

bb.lv

Новости по теме