
Китай и Австралия: заклятые враги, которые нужны друг другу
Китай и Австралия являются доказательством того, что правительствам не обязательно нравиться друг другу, чтобы вести бизнес.
Когда Энтони Альбанезе прибудет в Китай в субботу, он станет первым премьер-министром Австралии, посетившим Китай за семь лет.
Его трехдневная поездка стала следствием резкого ухудшения отношений между двумя странами и растущих военных связей Канберры с Вашингтоном.
В последние годы Австралия и Китай обвиняли друг друга в нарушениях прав человека и предполагаемых угрозах национальной безопасности. Общественное восприятие другой стороны более негативное, чем когда-либо.
Но когда дело доходит до торговли, они не могут позволить себе отпустить друг друга. На пике торговых отношений в 2020 году почти половина австралийского экспорта шла в Китай.
Для сравнения: примерно в то же время примерно 9% всего экспорта США и только 5% британского экспорта продавались в Китай.
Австралии нужен Китай
Такого рода рычаги воздействия могут стать мощным инструментом, если правительство хочет высказать свою точку зрения, что и произошло в 2020 году, когда Австралия призвала к независимому расследованию происхождения Covid-19.
«Это глубоко огорчило китайское правительство», — сказала Джейн Голли, экономист Австралийского национального университета (ANU) в Канберре.
«Вскоре после этого посол [Китай] выступил здесь с речью и предположил, что в результате могут пострадать некоторые австралийские отрасли».
Разумеется, за этим последовала череда китайских тарифов и ограничений на австралийские товары на сумму около 20 миллиардов долларов (16,4 миллиарда фунтов). Среди многих затронутых продуктов были ячмень, говядина, вино, уголь, древесина и омары.
«По сути, китайское правительство посылало сигнал. Они были недовольны австралийским правительством и решили использовать экономическое принуждение, чтобы доказать это», - добавил профессор Голли.
В то время такой решительный шаг важного торгового партнера стал для многих неожиданностью. С тех пор Китай отменил многие ограничения.
Решению отменить тарифы, по крайней мере частично, способствовало изменение курса недавно избранного австралийского правительства.
Вскоре после встречи с китайским лидером Си Цзиньпином на саммите G20 на Бали в прошлом году г-н Альбанезе сказал: «Нам всегда будет лучше, когда мы ведем диалог и можем говорить конструктивно и уважительно».
Он напомнил австралийцам, что торговля с Китаем стоит больше, чем с Японией, США и Южной Кореей вместе взятыми. Очевидно, что нормализация отношений между тем, что он назвал «двумя взаимодополняющими экономиками», станет приоритетом для его правительства.
Сомнительно, что так называемое экономическое принуждение Китая было успешным. Австралия по-прежнему открыто критикует Пекин по нескольким направлениям, но нет никаких сомнений в том, что австралийские предприятия и рабочие пострадали из-за торговых ограничений Китая.
«По сути, мы не можем жить без них», — сказал профессор Голли. «Я думаю, что правительство Альбаны явно решило, что наши экономические связи слишком важны, чтобы ими можно было жертвовать, и пошло на улучшение нашей дипломатии».
Китаю нужна Австралия
У Австралии есть свои рычаги, которые она может использовать в своих интересах, особенно когда дело касается природных ресурсов.
«Китай и Австралия глубоко экономически взаимозависимы», — сказал Бенджамин Херскович, научный сотрудник Колледжа национальной безопасности АНУ.
Как правило, Китай был и до сих пор сильно зависит от Австралии в плане сырья для удовлетворения своей огромной и растущей экономики.
Например, огромные объемы железной руды и сжиженного природного газа поступают из Австралии. Кстати, ни один из этих товаров не подвергался китайским ограничениям.
Китайская общественность может жить без австралийского вина и омаров, но пока страна не сможет обеспечить адекватные источники материалов для производства стали или электроснабжения своих заводов, Пекин знает, что он не в состоянии предъявлять требования Австралии.
Некоторые аналитики утверждают, что торговые ограничения Китая не привели к сближению Канберры с Пекином, а скорее имели противоположный эффект.
"Китайское правительство начало понимать, что его принудительные экономические и дипломатические меры приближают Австралию к Соединенным Штатам", - сказал г-н Херскович.
«Решение Пекина снять торговые ограничения и нормализовать дипломатические контакты направлено на то, чтобы отвлечь Канберру от Вашингтона».
Одной из целей может быть получение поддержки Австралии для вступления во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ВПТТП).
Это преемник обреченного Транстихоокеанского партнёрства (ТТП) – соглашения о свободной торговле, из которого вышел тогдашний президент США Дональд Трамп. На данный момент несколько стран, включая Австралию, заблокировали попытки Китая присоединиться.
«Честно говоря, у Китая не так много друзей в мире. Раньше мы были одним из них, но больше нет», - сказал профессор Голли. «Если задуматься, то имеет смысл иметь прочные экономические отношения с союзником Соединенных Штатов. Если вы циничны, это дает вам возможность вбить клин между нами и Вашингтоном».
Иметь свой торт и есть его
Учитывая возросшую напряженность в отношениях с США, вполне логично, что Китай не хочет отталкивать союзников Америки.
Вашингтон не только пытается лишить Китай доступа к технологиям, необходимым для производства передовых компьютерных чипов и важнейших минералов, необходимых для зеленой энергетики, но и оказывает давление на своих союзников, чтобы они сделали то же самое.
Половина мирового объема лития, например, находится в Австралии. Китайские компании хотят получить доступ к таким металлам, которые имеют решающее значение для производства электромобилей — области, в которой Китай в настоящее время является мировым лидером.
По словам профессора Голли, существует опасность того, что Австралия и Китай станут «конкурентами, а не партнерами», когда дело доходит до вопросов, над которыми им необходимо работать вместе, таких как борьба с изменением климата.
Тесные политические и военные связи Австралии с США означают, что она неизбежно окажется на американской стороне в борьбе сверхдержав.
Но поддержка страны, чья экономическая политика активно вредит Китаю, только усилит напряженность в отношениях и может привести к тому, что обе страны вернутся на исходную позицию.
«Я не знаю, как долго это может продолжаться», - сказал профессор Голли. «Австралийское правительство хочет таких отношений с Китаем, при которых мы, по сути, продолжаем экспортировать в них товары в обычном режиме».
«Но в то же время мы также диверсифицируем их и ограничиваем потоки их капитала в страну. На мой взгляд, это звучит так, как будто мы хотим получить свой пирог и съесть его».
Bbc.com