Материалы раздела

НБМ vs инфляция: один в поле воин?

НБМ vs инфляция: один в поле воин?

Комментарий агентства InfoMarket

 

Парламентская комиссия по бюджету и финансам вызвала на свое заседание в среду президента Нацбанка Октавиана Армашу. Заслушав его отчет о причинах сильного роста инфляции, члены комиссии должны принять решение относительно того, обратиться или нет в постоянное бюро парламента для внесения в повестку дня пленарного заседания выступление президента НБМ. 

 

На прошлой неделе Нацбанк представил общественности второй в 2022 году отчет по инфляции и прогноз ее динамики. НБМ такие отчеты делает ежеквартально. Предыдущий был представлен 15 февраля. Тогда регулятор предположил, что инфляция по итогам года составит 18,8% годовых, с пиковым ростом в III квартале в 20,6% годовых и возвратом к однозначной цифре в 7,1% в 2023 году. 

 

Но февраль запомнился миру началом военных действий в соседней с Молдовой стране со всеми вытекающими отсюда последствиями. В том числе и поэтому второй отчет Нацбанка по инфляции, представленный в мае, оказался более пессимистичным. К этому времени статистика объявила инфляцию за последние 12 мес (май 2021 – апрель 2022), которая составила 27,07%. А по прогнозу Нацбанка в III квартале инфляция может доходить до 37%, по итогу всего 2022 года – 27,3%. Да и на будущий год прогноз ухудшился до 16,5%. 

 

Напомним, что главной задачей Нацбанка Молдовы является поддержание уровня инфляции в заданных пределах – 5% годовых плюс/минус 1,5 процентных пункта, то есть в коридоре от 3,5% до 6,5% годовых. Справился ли он с этой задачей? К сожалению, в условиях жесточайших кризисов, а Молдова за последние два года, выходя из одного, попадает в другой и третий, одному Нацбанку справиться с инфляцией без поддержки и совместных действий с правительством, невозможно. Роль центробанков состоит в том, чтобы влиять на экономику или посредством изменения ликвидности на рынке, или посредством изменения стоимости денег.

 

Какие у Нацбанка Молдовы есть инструменты для сдерживания роста инфляции? Поскольку НБМ проводит режим прямого инфляционного таргетирования, главным инструментом является базисная ставка. Данная мера имеет ряд аспектов. Среди них, например, можно назвать тот факт, что при росте базисной ставки растут ставки по депозитам (а значит, можно ожидать роста их объема, деньги осядут в банках и уйдут с потребительского рынка) и ставки по кредитам (а значит, кредитование станет менее привлекательным, особенно это касается потребительских кредитов). В начале мая базисную ставку подняли на 3 процентных пункта – до 15,5%.

 

Другой мерой является повышение нормы обязательного резервирования по привлеченным ресурсам: каждый банк обязан перечислять эту норму в Нацбанк, тем самым НБМ регулирует объем ликвидности на рынке. В начале мая эти нормы были увеличены на 2 п.п. - до 32% в национальной валюте, и до 33% в иностранной.

 

Другим инструментом денежной политики являются валютные интервенции. Они влияют на валютный курс и далее на объемы экспорта, импорта, потребления, а также на средние цены по перечисленным макроэкономическим параметрам. Кроме этого использование интервенций на валютном рынке непосредственно влияет и на объем ликвидности, что в конченом итоге приводит к снижению роста кредитования. В январе регулятор продал 111,4 млн долларов США, в феврале – 111 млн долларов США, в марте – 213,8 млн долларов США. То есть только за первые три месяца года своими валютными интервенциями НБМ стерилизовал около 7,5 млрд леев. Данных по апрелю пока нет, но, думается, что сумма валютных интервенций будет сопоставима с динамикой предыдущих трех месяцев.

 

Почему же Нацбанку вдруг пришлось бороться с инфляцией, причем в режиме тушения пожара? Какие факторы привели к разгону инфляции в Молдове?

 

Мы уже писали об этом, но можно и повториться. Еще в ноябре 2020 года, принимавший участие в форуме Moldova Business Week всемирно известный футуролог Мичио Каку (Michio Kaku) в интервью нескольким молдавским журналистам, среди которых был редактор InfoMarket, прогнозировал инфляцию. Он, в частности, сказал, что в разгар пандемии в 2020 году практически во всех странах была зарегистрирована дефляция, связанная с вынужденным торможением экономики. Мичио Каку обратил внимание на то, что многие страны запустили печатные станки, остальные активно одалживали деньги. «И за это придется заплатить в ближайшем будущем», - сказал Мичио Каку полтора года назад. Что, собственно, и произошло в 2021 году. Футуролог оказался прав. Но что важно: прогнозируя мировую инфляцию в 2021 году, Мичио Каку призвал правительства принять меры, чтобы инфляция не переросла в гиперинфляцию, так как для этого уже тогда существовали все предпосылки.

 

Надо обратить внимание на то, что, как считает футуролог, меры должны принимать правительства. 

 

Энергетический кризис, который накрыл Молдову (не будем спекулировать причинами), запустил маховик инфляции с осени 2021 года. И только-только страна вроде как попыталась абсорбировать инфляционный рост, связанный с ростом цен на энергоресурсы, грянули военные действия в соседней стране. 

 

Страна полностью зависит от положения дел в регионе, поэтому нарушенные связи, рост цен из-за повышенного спроса на продукты питания из-за боязни их нехватки, и сопутствующие факторы сделали страну лидером по росту инфляции в регионе. 

 

Клуб экономической прессы спросил Октавиана Армашу после того, как тот представил отчет по инфляции в середине мая 2022 г., почему в Молдове инфляция 27,01% годовых, а в странах, которые ведут боевые действия, существенно ниже:в России – 17,83% годовых, в Украине – 13,7% годовых. Президент НБМ ответил, что в Украине в условиях войны административно зафиксирован обменный курс гривны к иностранным валютам, а также правительство своим решением заморозило цены на большой список продуктов питания и товаров. Поэтому немедленного влияния войны на инфляцию, по крайней мере на уровне статистики, там нет. Когда страна выйдет из войны и постепенно буду ослабляться эти административные ограничения, корректировка обменного курса и цен будет неизбежна. Насколько – зависит от действий правительства и Нацбанка Украины.

 

«В Молдове либерализованные цены, и свободный обменный курс лея, нет никакого административного вмешательства. Экономика работает в нормальном режим, поэтому любые давления на нее стразу же отражаются на ценах», - подчеркнул Октавиан Армашу.

 

Говоря о России, он отметил, что страна является крупным экспортером энергоресурсов, с большой экономикой и резервами, накопленными в прежние годы. Все это поддерживает видимую стабильность, но в условиях международных санкций такую стабильность поддерживать до бесконечности будет невозможно и они отразятся на экономике этой страны.

 

В своих выступлениях, особенно касающихся борьбы Нацбанка с инфляцией, Октавиан Армашу неоднократно говорил о том, что НБМ и правительству надо работать тесно. Есть решения, которые принять может только кабинет министров. И в ситуации, когда весь мир ощущает на себе небывалую инфляцию (даже в США инфляция составила 8,5%, чего не было более 40 лет), одних усилий только регулятора может не хватать. 

 

И действительно, экономисты и аналитики, в том числе и в соцсетях, говорят, что решения, которые принимает правительство (газ, электроэнергия, нефтепродукты), напрямую отражаются на экономике и на инфляции, с которой пока что борется только Национальный банк. Как известно, и Молдова это уже проходила, если у предпринимателя есть возможность на фоне общей истерии поднять цены на свой товар, он это делает. И даже если у него для этого нет никаких предпосылок и склады ломятся от наличия товара. В Молдове несколько лет назад некоторых экономических агентов наказали контролирующие органы за необоснованный рост цен и спекуляции быстро прекратились. Правда тогда действия проверяющих основывались на определенных решениях правительства, которое стремилось сбить спекулятивное давление на инфляцию. Административное влияние на экономику? – Да! Но как временное решение в условиях кризисов так поступают правительства и самых экономически развитых стран.

 

Парламентская комиссия по бюджету и финансам в среду выслушает президента Нацбанка и решит, надо ли ему будет выступить перед всеми депутатами. Но, справедливости ради, и об этом говорили депутаты от оппозиции, с отчетом надо вызвать и премьер-министра, или хотя бы министра экономики. Их действия или бездействие (ни для кого это не секрет) напрямую повлияли на сильный рост инфляции в Молдове. Если кабмин со своим административным ресурсом и Нацбанк со своим монетарным регулированием не объединят усилия по борьбе с инфляцией, нынешний прогноз Нацбанка по итогам года может показаться очень оптимистичным. //18.05.2022 – InfoMarket.

Новости по теме